НейроАзбука

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей,
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют
основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении
письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, звукобуквенный анализ базируется на
чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом
составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно
связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в
дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является
оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха –
фонематического восприятия.
«НейроАзбука» содержит комплекс упражнений, с помощью которых
ребёнок сможет быстро и легко освоить навык чтения. Занятия способствуют
развитию нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь
ребёнка. В каждое занятие азбуки включены упражнения, направленные на развитие
зрительного, буквенного и пространственного гнозиса, зрительно-моторной
координации и внимания.
В программе предусмотрено 64 занятия. В занятия включены задания по
развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики.
На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического
слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые
показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития
мелкой моторики.
На данном этапе обучения выделяются три задачи, которые нужно решать с
целью подготовки детей к звукобуквенному анализу:
1. Развитие фонематического слуха.
Дети знакомятся с терминами «слово» и «звук», учатся употреблять эти слова в
речевых играх. Знакомятся с тем, что слова состоят из звуков, звучат по разному и
сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности.
Обращается внимание на длительность звучания слов.
Формируется умение различать на слух различать на слух твёрдые и мягкие
согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть
слова с заданным звуком; уметь выделять звук в слове.
Дети знакомятся с делением слов на слоги, с моделированием – изображение слова в
виде прямоугольника.
2. Развитие графических навыков.
Дети учатся:
- рисовать вертикальные и горизонтальные линии;
- рисовать округлые линии;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы.
3. Развитие основных движений и общей моторики.

Эта задача решается во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять
различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук.
Для этого используются весёлые стихи, связанные с темой занятия, требующие от
детей выполнения различных движений соответственно тексту.
Форма проведения занятий:
Подгрупповая до 10 –12 детей в подгруппе.
Продолжительность занятия 30 мин
Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
Каждое занятие включает в себя:
- Артикуляционные упражнения
- Упражнения на отработку понятия «звук»
- Упражнения на закрепление графического образа буквы
-Упражнения по подготовке руки к написанию буквы
-Дидактические игры на развитие фонематического слуха.
-Дидактические игры на формирование грамматических категорий.
Предполагаемые результаты:
1)дети умеют различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять позицию
звука в слове; называть слова с заданным звуком; выделять звук в слове; делит слова
на слоги,
2) умеют рисовать вертикальные и горизонтальные линии, линии с округлением,
умеют штриховать предметы;
3) возможность овладения грамотой и письмом, подготовиться к обучению в школе.
Навыки детей проверяются составленной диагностикой (см. приложение) в начале и
в конце года.
Время проведения: 1 год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
Месяц

Тема

Программное
содержание

Сентябрь Слова.
1,2
Многообразие
занятие
слов.
Графические
навыки.
Нахождение
различий в двух
похожих
рисунках

Учить понимать
термин «слово»; учить
внимательно слушать
текст ; закреплять
навыки правильного
произношения;
стимулировать
зрительно-поисковую
активность; развивать
графические навыки.
Сентябрь Слова,
Учить правильно
3,4
моделирование, употреблять термин
занятие
графические
слово; учить
навыки.
отгадывать загадки с
опорой на рисунок;
продолжать знакомить
с моделированием;
развивать внимание,
логическое мышление;
развивать графические
навыки.
Октябрь
5,6
занятие

Октябрь
7,8
занятие

Многообразие
слов, деление
слов на слоги,
нахождение
различий в
похожих
рисунках.
Знакомство с
многообразием
слов,
деление слов на
слоги, мелкая
моторика.

Продолжать знакомить
с протяжённостью
слов; продолжать
учить детей делить
слова на слоги;
способствовать
развитию моторики
Продолжать знакомить
с протяжённостью
слова; продолжать
учить детей делить
слова на слоги;
способствовать
развитию мелкой
моторики;
формировать умение
понимать
поставленную задачу и
выполнять задания

"НейроАзбука"

Материал

Взаимодейств.с
воспитател. и
родителями
Игрушка
Игра с мячом
зайка,
«Назови
тетрадь для скорее»
выполнения Игра
«Будь
заданий,
внимателен»
мяч,
карандаши

Разные
предметы
(жёлуди,
шишка,
гриб,
матрёшка),
игрушка
медведь,
рабочая
тетрадь,
фломастеры

Пальчиковая
игра «Встреча
друзей»
Игра
«Звуки
поменялись
местами».

Рабочая
тетрадь,
фломастеры
игрушка
зайка

Игра «Кто
больше».

Рабочая
тетрадь,
карандаши

Стихи для
чтения детям.

Октябрь
9,10
занятие

Звуки «С-Сь»,
знакомство с
твёрдыми и
мягкими
согласными;
графические
навыки,
моторика,.

Октябрь
11,12
занятие

Звуки «З-Зь»,
моторика,
графические
навыки.

Ноябрь
13,14
занятие

Звуки «ССь»,«З-Зь»,
знакомство с
твёрдыми и
мягкими
согласными,
моторика

Ноябрь
15,16
занятие

Звук «Ц»,
заучивание
стихотворения

Ноябрь

Звук «Ш»,

самостоятельно.
Учить различать
согласные звуки в
словах и интонационно
выделять их; закрепить
умение использовать
простое
моделирование;
развивать графические
навыки; учить
отгадывать загадки с
опорой на рисунок;
развивать внимание,
мышление;
формировать навык
самооценки.
Познакомить с
твёрдыми и мягкими
согласными звуками;
учить интонационному
выделению этих
звуков; продолжать
знакомить с терминами
«звук», «слово»;
развивать внимание,
мышление; развивать
графические навыки.
Продолжать учить
различать твёрдые и
мягкие согласные
звуки в словах, во
фразовой речи, учить
называть первый звук в
словах, учить
отгадывать загадки.
Учить различать и
произносит твёрдый
согласный звук «Ц» в
словах, в речи;
внимательно слушать
рассказ, развивать
связную речь,
произвольную память;
формировать навык
самоконтроля и
самооценки
Учить интонационно

Картинки со Чистоговорки
звуками «С»
и «Сь»,
рабочая
тетрадь,
фломастеры
магнитная
доска.

Рабочая
тетрадь,
фломастеры
картинка
комара,
картинки на
звуки «З»,
«Зь».

Игра «Кто
внимательный»

Рабочая
тетрадь,
синий и
зелёный
фломастеры
игрушка
Зайка

Игра
«Подскажи
словечко»

Рабочая
тетрадь,
карандаши

Загадки

Картинка

Рассказ для

17,18
занятие

графические
навыки

Ноябрь
19,20
занятие

Звук «Ж»,
графические
навыки,
моторика.

Декабрь
21,22
занятие

Звуки «Ж-Ш» в
словах и
фразовой речи,
моделирование

Декабрь
23,24
занятие

Звук «Щ» в
словах,
моторика,
графические

выделять звук «Ш» в
словах; продолжать
знакомить с термином
«звук»; продолжать
учить внимательно
слушать текст
стихотворения;
развивать графические
навыки; формировать
навык самоконтроля и
самооценки.
Учить интонационно
выделять звук «Ж» в
словах; продолжать
знакомить с термином
«звук»; закрепить
навыки правильного
произношения
звука»Ж»,
формировать
избирательность
зрительного
восприятия; развивать
графические навыки;
формировать умение
понимать учебную
задачу и выполнять её
самостоятельно.
Способствовать
развитию
фонематического
слуха, различать
согласные звуки «ШЖ» в словах,
продолжать знакомить
с термином «звук»;
продолжать учить
делить слова на слоги;
развивать внимание,
логическое мышление;
формировать навык
самоконтроля и
самооценки.
Учить выделять звук
«Щ» в словах; учить
определять и называть
первый звук в словах,

змея,
чтения «Саша
рабочая
и мишка».
тетрадь,
фломастеры
воздушный
шарик,
набор
игрушек со
звуком «Ш»
Картинки со Игра «Кто
звуком «Ж», внимательный»
жук,
рабочая
тетрадь,
фломастеры
магнитная
доска.

Картинка
жука, змеи,
магнитная
доска,
рабочая
тетрадь,
карандаши

Стихи для
чтения детям.

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинка

Игра
«Подскажи
словечко».

навыки,
моделирование

Декабрь
25,26
занятие

Декабрь
27,28
занятие

Январь
29,30
занятие

Январь

закрепить навыки
правильного
произношения;
продолжать учить
моделированию;
продолжать учить
делить слова на слоги;
развивать графические
навыки.
Звук «Ч» в
Учить выделять звук
словах,
«Ч» в словах; учить
графические
называть первый звук в
навыки,
словах; закрепить
моделирование. навыки правильного
произношения;
развивать внимание,
логическое мышление;
развивать зрительное и
слуховое внимание;
развивать графические
навыки, продолжать
учить делить слова на
слоги.
Звуки «Ч-Щ»,
Способствовать
моделирование, развитию
заучивание
фонематического
потешки
слуха, различать
согласные звуки «ЧЩ», продолжать учить
делить слова на слоги,
способствовать
развитию зрительного
и слухового внимания,
формировать навык
самоконтроля и
самооценки.
Звуки «М-Мь», Познакомить с
заучивание
твёрдыми и мягкими
стихотворения согласными звуками
«М-Мь», учить
выделять их
интонационно в
словах; учить называть
первый звук в словах;
развивать графические
навыки.
Звуки «Б-Бь»,
Учить выделять звуки

щётка,
магнитная
доска.

Рабочая
тетрадь,
картинка
кузнечик,
картинки со
звуком «Ч»,
магнитная
доска,
карандаши

Стихи ,
чистоговорки

Рабочая
тетрадь,
карандаши.

Чтение сказки
«Лисичка со
скалочкой»

Игрушка
мишка,
рабочая
тетрадь,
карандаши

Игра
«Подскажи
словечко»

Рабочая

Игра

31,32
занятие

Январь
33,34
занятие

Февраль
35,36
занятие

Февраль
37,38
занятие

Февраль

моторика,
графические
навыки

«Б-Бь» в словах;
продолжать
внимательно слушать
текст стихотворения;
закренпить навыки
правильного
произношения звуков
«Б-Бь»; учить
различать эти звуки;
развивать графические
навыки.
Звуки «К-Кь»,
Познакомить с
графические
твёрдыми и мягкими
навыки
согласными звуками
«К-Кь»; учить
выделять эти звуки в
словах; закрепить
навыки правильного
произношения;
развивать графические
навыки.
Звук «Г»,
Учить называть
нахождение
изолированно твёрдый
различий;
согласный звуки «Г»;
графические
учить называть первый
навыки.
звук в словах, учить
выразительно
исполнять
стихотворение;
развивать внимание,
наглядно образное
мышление, развивать
графические навыки.
Звуки «Г-К»,
Способствовать
моделирование, развитию
графические
фонематического
навыки
слуха, различать
согласные звуки «Г-К»
продолжать учить
называть первый звук в
словах, внимательно
слушать текст
стихотворения;
развивать речевую
активность,
графические навыки.
Звуки «Д-Дь»,
Способствовать

тетрадь;
цветные
карандаши

«Магазин»

Синий и
зелёный
фломастеры
картинки на
звуки «к» и
«кь»,
магнитная
доска

Чтение сказки
«Кот и Кит».

Игрушка
гном,
рабочая
тетрадь,
карандаши

Загадки

Рабочая
тетрадь;
цветные
карандаши.

Игра
«Магазин»

Кукла

Стихи, игра

39,40
занятие

Февраль
41,42
занятие

Март
43,44
занятие

Март
45,46
занятие

моторика,
графические
навыки.

развитию
фонематического
слуха, учить различать
твёрдые и мягкие
согласные звуки «ДДь»; развивать
активную речь,
развивать зрительное и
слуховое внимание;
развивать графические
навыки.
Звуки «Т-Ть»,
Познакомить с
моделирование, твёрдыми и мягкими
графические
согласными звуки «Тнавыки.
Ть», уметь выделять
эти звуки в словах;
закрепить навыки
правильного
произношения;
ориентировать
зрительное внимание
на звуковые свойства
предметов; развивать
графические навыки.
Звуки «Д-Дь»,
Закреплять умение
«Т-Ть»,
различать и правильно
моторика,
произносить твёрдые и
моделирование. мягкие согласные
звуки «Д-Дь» в словах;
закреплять умение
правильно называть
первый звук в словах,
продолжать учить
делить слова на слоги,
используя схему слова
– прямоугольник,
развивать внимание,
мышление.
Звуки «Р-Рь»,
Познакомить с
графические
твёрдыми и мягкими
навыки.
согласными звуками
«Р-Рь»; учить выделять
эти звуки в словах,
учить называть первый
звук в словах,развивать
зрительное и слуховое
внимание; графические

Даша,
рабочая
тетрадь,
карандаши

«Подскажи
словечко».

Кукла Таня,
рабочая
тетрадь,
карандаши.

Игра «Кто
больше?»

Куклы Даша Игра с мячом
и Таня,
«Назови
рабочая
скорее».
тетрадь,
карандаши.

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинка
машина.

Игра
«Подскажи
словечко».

Март
47,48
занятие

Март
49,50
занятие

Апрель
51,52
занятие

Апрель
53,54
занятие

Апрель
55,56
занятие

навыки.
Звуки «Л-Ль»,
Учить различать
моторика,
твёрдые и мягкие
моделирование. согласные звуки «ЛЛь», учить называть
первый звук в словах,
продолжать учить
делить слова на слоги,
выразительно
исполнять стихи;
способствовать
развитию моторики.
Закрепление
Способствовать
пройденного
развитию слухового
материала.
внимания, закрепить
Звуки «З-Зь»,
умение называть слова
«С-Сь».
с заданным звуком,
продолжать учить
подбирать слова,
которые звучат
похоже, развивать
графические навыки.
Закрепление
Способствовать
пройденного
развитию слухового
материала.
внимания, закрепить
Звуки «Р-Рь»
умение произносить
заданный звук чётче,
закрепить умение
делить слова на слоги;
развивать зрительное и
слуховое внимание,
мышление,
графические навыки.
Закрепление
Закрепить умение
пройденного
различать звуки «Л-Ль,
материала.
Б-Бь» в словах;
Звуки «Л-Ль»,
закрепить умение
«Б-Бь»,
называть первый звук в
моделирование. слове; развивать
графические навыки,
зрительное и слуховое
внимание.
Закрепление
Способствовать
пройденного
развитию слухового
материала.
внимания, закрепить
Звуки «Ш-Ж»
умение произносить
заданный звук чётче,

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
игрушка
неваляшка.

Стихи для
чтения детям.

Картинки
насоса,
комара,
жука;
карандаши,
рабочая
тетрадь,
набор
картинок.

Игра
«Четвёртый
лишний».

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинки
машины,
змеи.

Игра «Звуки
перепутались».

Рабочая
тетрадь,
карандаши.

Игра
«Подскажи
словечко».
«Придумай
слово»

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинки
машины,

Игра «Звуки
перепутались».
«Весёлые
дорожки»,

Апрель
57,58
занятие

Закрепление
пройденного
материала.
Звуки «Л-Р»,
Звуки «Ль-Рь»,

Май
59,60
занятие

Закрепление
пройденного
материала.

Май
61,62
занятие

Закрепление
пройденного
материала.

Май
63,64
занятия

Диагностика

закрепить умение
делить слова на слоги;
развивать зрительное и
слуховое внимание,
мышление,
графические навыки.
Способствовать
развитию слухового
внимания, закрепить
умение произносить
заданный звук чётче,
закрепить умение
делить слова на слоги;
развивать зрительное и
слуховое внимание,
мышление,
графические навыки.
Способствовать
развитию слухового
внимания, продолжать
учить детей делить
слова на слоги; учить
соотносить схему
слова с названием
нарисованного
предмета; закрепить
навыки правильного
произношения,
развивать активную
речь.
Способствовать
развитию слухового
внимания, продолжать
учить детей делить
слова на слоги; учить
соотносить схему
слова с названием
нарисованного
предмета; закрепить
навыки правильного
произношения,
развивать активную
речь.
Выявить результаты
обучения детей.

змеи

«Спрячь
картинку»

Игра «Звуки
перепутались»,
«лабиринт
картинок»,
«Весёлые
дорожки»

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинки на
разное
количество
слогов.

Стихи для
чтения детям,
Дидактическая
игра «Весёлый
поезд»
«Четвёртый
лишний»,
«Угадай
слово»

Рабочая
тетрадь,
карандаши,
картинки на
разное
количество
слогов.

Стихи для
чтения детям,
Дидактическая
игра «Весёлый
поезд»
«Четвёртый
лишний»,
«Угадай
слово»

Рабочие
листы,
карандаши,
тетради

Игра «Кто
назовёт больше
слов»,
«Заштрихуй

картинку»,
«Раздели на
слоги»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЕЙ ПЛАН КРУЖКА «ГРАМОТЕЙ-КА»
ТЕМА
Слова, многообразие слов, графические
навыки
Слова, моделирование, графические
навыки
Слова, звуки окружающего мира, мелкая
моторика.
Моделирование, слоги, графические
навыки, моторика звуки окружающего
мира, мелкая моторика
Звуки «С-Сь», графические навыки,
моделирование
Звук «З-Зь» в словах и фразовой речи,
моторика, слоги, моделирование
Звуки
«С-Сь»
«З-ЗЬ»,
моторика,
графические навыки.
Звуки «Ц» во фразовой речи, заучивание
стихотворения, моторика.
Звук
«Ш»,
графические
навыки,
моторика.
Звук «Ж» в словах и фразовой речи
Звук «Ш-Ж», графические навыки,
моделирование.
Звуки «Щ»,моделирование, моторика
Звуки «Ч»,моделирование, граф. навык
Звуки «Ч-Щ», графические навыки.
Звуки «М-Мь», моторика, графические
навыки.
Звуки «Б-Бь» во фразовой речи,
моторика, графические навыки
Звук «К-Кь» в словах, моторика,
графические навыки.
Звук «Г» во фразовой речи, моторика,
графические навыки.
Звук «Г-К» в словах, графические
навыки, моделирование.
Звук «Д-Дь», моторика, графические
навыки.
Звуки
«Т-Ть»,
моделирование,

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

графические навыки.
Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», моторика,
моделирование
Звуки «Р-Рь», графические навыки.
Звуки «Л-Ль», моторика, моделирование.
Закрепление пройденного материала,
звуки «З-Зь», «Ж», «С-Сь», повторение
стихов.
Закрепление пройденного материала.
Звуки «Р-Рь», «Ш», моделирование.
Закрепление пройденного материала.
Звуки «Л-Ль», «Б-Бь», моделирование,
повторение стихов.
Закрепление пройденного материала.
Диагностика
Итого: 64 часа

Приложение 1

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
14 часа

Дидактические игры для формирования фонематических процессов
Игра «Тишина» Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты
детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чём играю» Цель: развитие устойчивости слухового
внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию. Логопед
выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем
предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать,
какие звуки они услышали.
Игра «Узнай по звуку» Различные предметы и игрушки, которыми можно
производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка,
карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
Игра «Шумовые баночки». Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили» Цель: развитие направленности
слухового внимания, умения определять направление звука. Для этой игры нужен
колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в
стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к
тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать
направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где
звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант –
«жмурки». - дифференциация по темпу (быстро - медленно)
Игра«Кто быстрее?» - дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
Игра «Полянка» Цель: узнавать ритмический рисунок. На полянку собрались
дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2
раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку. дифференциация по силе звучания (громко - тихо)
Игра «Метель» Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от
тихого к громкому и от громкого к тихому. -Замели метели и затянули свои песни:
то тихие, то громкие.
Игра «Дует ветер». Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от
ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Дует лёгки летний ветерок: у-уу (тихо-тихо) Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Игра «Громко-тихо». Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то
громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова
громко, маленькие - тихо.
Игра «Близко – далеко». Логопед издает различные звуки. Ребенок учится
различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая
дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким
голосом) . - дифференциация слов, близких по звуковому составу:
Игра «Правильно-неправильно». 1 вариант. Логопед показывает ребенку
картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты
внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. 2 вариант. Если ребёнок
услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он
должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Баман, паман, бана,
банам, ваван, даван, баван. Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин,
фитавин.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами, названия
которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак сок, сук дом, ком, лом, сом коза,
коса лужи, лыжи мишка, мышка, миска Логопед называет 3-4 слова в определенной
последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их
в названном порядке.
Игра» «Какое слово отличается? ». Из четырёх слов, произнесённых взрослым,
ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Комком-кот-ком Канава-канава-какао-канава Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок Будкабуква-будка-будка Винт-винт-бинт-винт Минута-монета-минута-минута Буфетбукет-буфет-буфет Билет-балет-балет-балет Дудка-будка-будка-будка –
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные
слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком
произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный
вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? ». Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фафа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Инопланетянин» Цель: дифференциация слогов. Оборудование:
шапочка инопланетянина. Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик.
Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть.
Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МАМО-МУ… СА-ША-СА…
ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.
Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стишок, а ребенок договаривает
последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: На ветке не птичка - Зверекневеличка, Мех теплый, как грелка. Зовут его. (белка) .
Игра «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу
слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» Хлопнуть в ладоши, если в слове
слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди звук» 1 Отобрать предметные картинки, в названии которых
слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым. 2 По
сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Игра «Угадай слово» Цель: составление слов с определенным количеством
слогов Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами
будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу –
отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же

дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его
первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка.
Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать.
Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Игра «Слоговой поезд». Цель: упражнять детей в делении на слоги. Паровоз с
тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям
необходимо «расселить картинки в нужный вагон.
Игра «Пирамида». Цель: упражнять детей в определении количества слогов в
словах. Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3
квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху
– один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки.
Предметные картинки. Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от
количества слов.
Игра «Поезд» Цель: отработка навыков выделения первого и последнего
звука в слове. Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек.
Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться
только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком
следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая
карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже
есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может
несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход
подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии
первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким
образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии
левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки,
имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.
Игра «Чудесная удочка» Цель: Упражнять детей в определении первого и
последнего звука в словах. На конце нитки у маленькой самодельной удочки
прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к
которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет
первый, последний звук.

Приложение 3

Диагностический инструментарий для кружка «НейроАзбука»

(старший дошкольный возраст)
Исследование моторных функций
Для выявления особенностей состояния моторных функций применялись
следующие приёмы.
Определение состояния общей моторики.
Приём 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и
самоконтроля при выполнении двигательных проб.
Содержание заданий, предлагаемых ребёнку:
а) логопед показывает четыре движения для рук и предлагает их повторить: руки
вперёд, вверх, в стороны, на пояс.
б) ребёнок должен повторить за логопедом все движения за исключением одного,
заранее обусловленного «запретного» движения.
Отмечается характер выполнения: качество, правильность,
последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного
движения на другое.
Приём 2. Исследование статической координации движений.
Содержание заданий, предлагаемых ребёнку:
а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы
носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Задание
выполняется в течении 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами, руки вытянуты вперёд, пальцы расставлены, рот
широко открыт. Время выполнения задания – 5 секунд.
Отмечается характер выполнения: свободно удерживает позу или с
напряжением, раскачивается из стороны в сторону или нет, совершает ли движения
туловищем, руками, головой, не открывает ли глаза, не отказывается ли выполнять
пробу.
Определение состояния мелкой моторики.
Приём 1. Исследование объема и амплитуды движений пальцев рук:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук
ладонями вверх.
Последовательность диагностического исследования:
1. Крепко сжать пальцы в кулачки, не поворачивая ладоней. Удерживать
сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
2. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить
5-6 раз).
Приём 2. Исследование переключаемости с одного вида движений на другое
(динамической организации):
1. Ребенку предлагается выполнить серию упражнений «Зайчик» - «Коза».
2. «Зайчик» - «Кольцо».
Приём 3. Определение умения удерживать заданную позу пальцев на руке
(статической координации):
Ход тестирования:
1. Соединить кончики указательного и большого пальцев рук. Остальные
пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. Удерживать позу под счет от 1 до 5.
2. Соединить кончики среднего, указательного и большого пальцев рук.
Остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. Удерживать позу под счет
от 1 до 5.

Отмечается характер выполнения: плавность, точность и координированность
выполнения проб; скованность, напряженность движений; нарушения переключения
от одного движения к другому; наличие гиперкинезов; невозможность удержания
заданной позы; невыполнение заданий.
Исследование графических навыков
Приём 1. «Рисуем узор».
Попросите ребенка нарисовать посередине чистого листа нелинованной
бумаги квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии — круги
одинаковой величины. Все остальное зависит от вашей фантазии и от того, что
наиболее сложно для ребенка.
Оценка результатов:
- ребенок правильно выполняет инструкции, расположение предметов верное,
затруднений нет;
- ребенок выполняет инструкции с помощью взрослого, путается в
расположении предметов;
- инструкции практически не выполняются.
Приём 2. Ребенку предлагают провести прямые линии (от точки до крестика), не
отрывая руки.
Оценка результатов:
- линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок;
- линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии,
есть тремор;
- движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор.
Приём 3. «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не
отрывая руки».
Оценка результатов:
-линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных
линий;
- линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор (дрожание);
- очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор.
Приём 4. «Заштрихуй фигуры».
Оценка результатов:
- штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;
-штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения
ограничительных линий ;
- штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят
за границы фигуры больше, чем на 5 мм .
Исследование фонематического слуха
Логопед предлагает ребёнку выполнить ряд заданий.
1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит
ребёнка ответить на вопрос: «Есть ли звук «а» в слове мак?»
2. Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребёнку
предлагает найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный
звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук «с».
3. Подобрать слова на заданный звук. Ребёнка просят назвать любое слово, в
котором есть заданный логопедом твёрдый или мягкий звук.
4. Определить первый звук в слове. Ребёнку показываются картинки, и просят
назвать первый звук в слове.

5. Деление слов на слоги. Ребёнка просят разделить предложенные слова на
слоги.
Оценивается правильность выполнения заданий.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ФАМИЛИЯ,
Первый звук в Назвать слова Выделение
Деление слов
ИМЯ
слове
с заданным
звука в слове
на слоги
РЕБЁНКА
звуком.
Самостоятельное выполнение – 3 балла
С помощью взрослого – 2 балла
Не справляется с заданием – 0 баллов
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Фамилия, имя
Рисование
Рисование
ребёнка
вертикальных и
округлых линий.
горизонтальных
линий.

Штриховка

Самостоятельное выполнение – 3 балла
С помощью взрослого – 2 балла
Не справляется с заданием – 0 баллов
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Фамилия, имя ребёнка
Переключаемость
Выполнение определенной
движений
позы.
Самостоятельное выполнение – 3 балла
С помощью взрослого – 2 балла
Не справляется с заданием – 0 баллов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Солдатова Елена «Нейроазбука»
2.Солдатова Елена «Нейрограмота»
3. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».